doctrinaire1802 (doctrinaire1802) wrote,
doctrinaire1802
doctrinaire1802

Categories:

Битва архитекторов: Огюст Монферан (Россия) – Доменико Фонтана (Италия)

Два молодых архитектора, с разницей в 246 лет, проделали одинаковую работу. Огюст Монферан установил Александровскую колонну, Доменико Фонтана – Византийский обелиск. Первая весит 600 тонн, вторая – 330 тонн. Оба выпустили книги с подробным описанием, рисунками и чертежами о проделанной работе. Лучше бы они этого не делали…



Огюст Монферан подробно описал, как был добыт монолит для Александровской колонны, как ее доставили. Описании самих этих процессов легко доступны (для тех кто не читал - рекомендую ознакомиться сначала) и объем статьи увеличивать не будем. Вопрос с откалыванием и переворачиванием монолита немного отложим, а вот с перевозкой самой колонны сделаем несколько сравнений.
Обычный человек осознает вес 10, 20 килограмм. 100, 200, 500 килограмм воспринимает как что-то очень тяжелое. А вес 100, 300, 500 тонн – это «уже очень тяжелое», но не осознает насколько это тяжело. Поэтому и сделаем сравнение, чтобы понять, как же перевезли 600-тонную колонну на деревянном судне?


Современная железнодорожная платформа. Длина – 13,3 метра. Собственный вес - 23,5 тонны. Загрузка (груз) – 71 тонна. Для перевозки Александровской колонны в наше время понадобится 9 платформ! Суммарный вес платформ – 211,5 тонн!



Современная большегрузная машина. Средний вес полуприцепа – 7тонн. Усредненный вес перевозимого груза – 25 тонн.
Таких машин нам уже понадобится 24 штуки! Суммарный вес полуприцепов – 168 тонн!
А дерево – это не железо. Его прочность намного меньше. Теперь представьте, какое должно быть судно из дерева, чтоб перевезти такой вес.
Теперь посмотрим происхождение Ватиканского обелиска.
Согласно описанию Плиния, происхождение его - из Гелиополя (город в Древнем Египте). Позже обелиск возвышался на Форуме Юлии Александрийской в Египте. Привезли его в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы (Гай Юлий Цезарь Август) в 37 году.
Подождите-подождите… В тысяча каком году? Нет, не ошиблись. Просто в 37 году нашей эры.
330 тонн (теперь уже можем отталкиваться от Александровской колонны о весовой категории) перевезли из Египта в Рим в 37 году. Наши предки не перестают меня удивлять легкостью транспортировки таких громадных весов, да еще на суднах, сделанных из дерева!
Если мы не сделаем деревянный космический корабль, и не отправим его в соседнюю галактику, только тогда мы не упадем лицом в грязь.
Итак, так как Фонтана только устанавливал колонну, то за изготовление и транспортировку Огюст Монферан получает балл.
Монферан : Фонтана – 1 : 0
Я уже говорил, что оба архитектора оставили нам чертежи и рисунки установки колонн. Так как Доменико Фонтана устанавливал колонну первым (в 1586 году) ему отдаем колонку слева, а Огюсту Монферану, установившему колонну в 1832, - справа.











Доменико Фонтана рисовал первым. А вот Огюст Монферан… Заметили, что чертежи и рисунки как под копирку? Ракурсы и этапы подъема одни и те же.Похоже срисовал.
Монферан : Фонтана – 1 : 1.
Теперь рассмотрим, как прошел процесс установки. У обоих практически прошло без сучка и задоринки. Всего лишь по одному досадному недоразумению.
При установке Александровской колонны: в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу.
При установке Ватиканского обелиска: во время подъема поддерживающие его канаты ослабли, и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы : “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются.
За крепкие нервы, за тщательно спланированные работы с такими огромными весами, проблематичными даже в наше время, каждому по очку.
Монферан : Фонтана – 2 : 2.
Равный счет…
Значит назначаем экспертизу чертежей и их описания.
Технические средства подъема и люди для подъема:
Доменико Фонтана (Ватиканский обелиск, 330 тонн): потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки (кабестанов).
Огюст Монферан (Александровская колонна, 600 тонн): потребовалось 2400 человек, 60 кабестанов.
Стоп! В описании Монферана указано, что на один кабестан приходилось 16 человек. 60 кабестанов * 16 человек = 960 человек. Всего лишь 960 человек непосредственно крутили кабестаны, поднимая 600 тонн.
Давайте переведем на современные вещи, чтобы легче было оценивать. Ваз-2109 (наша русская народная девятка) весит 950 кг. Значит нужно 632 машины, чтобы у нас получился такой же вес. А теперь 960 человек разделим на команды для подъема 632 машин. И у нас получается, что один человек и пятнадцатилетний ребенок должны поднять одну машину на веревках, без современных лебедок.
Не аргумент? Смотрим дальше.



Я специально нарисовал только 2 каната – чтобы было проще объяснить. Для подъема колонны оба каната нужно наматывать на лебедки. Канат А нужно наматывать быстрее каната Б, так как часть колонны, привязанная к канату А поднимается быстрее. Если мы не уследим за равномерной нагрузкой, и нагрузка на один из канатов превысит его прочность, то он порвется. Вопрос: как узнать нагрузку на канаты? Для этого используются динамометры. По описанию Монферана было 480 канатов. Значит должно было быть 480 динамометров и слаженная команда, отслеживающая их показания и вовремя сообщающая какие канаты накручивать медленнее, а какие быстрее. Однако этих приборов не было ни у Монферана, ни у Фонтана. И смотрите на канат сколько хотите (как описывают архитекторы), дудите в трубы, бейте в барабаны – без динамометров, на глаз, не обеспечите равномерную нагрузку.
Тоже не аргумент? Ну тогда еще смотрим.

Вот сейчас будет немного трудно. Но сильно не переживайте все объясню. Если в школе хотя бы тройка по физике была – все поймете!
По такой схеме Монферана канаты через блоки накручивались на кабестаны. На блок действует две силы: первая вверх (F1) – пропорциональная нагрузка от веса колонны и вторая (F2) – от натяжения кабестаном. При расчете «один канат - один блок», при уже подвешенной колонне, при равномерной нагрузке канатов (мы же не хотим, чтобы они порвались), первая сила будет создаваться от части веса колонны, равного 1,25 тонны, на один канат (600 тонн делим на 480 канатов). Вторая сила должна быть минимум равной первой силе, чтобы колонна хотя бы висела в воздухе (не говоря уже про подъем). И проведя соответствующие элементарные расчеты получаем, что этот блок (собственным весом 30, максимум 50 кг) должен быть закреплен так (чтоб от такой нагрузки не улетел в небо) , как если бы он весил 1767 кг (а это уже вес другого русского народного автомобиля – Газель).
Почувствуйте разницу: 50 кг и 1767 кг. Естественно такого веса или противовеса у блоков нет. Значит нужно их настолько мощно закрепить. Инструментарием и технологиями тех лет. А вот теперь вопрос к чему крепить-то? Более проблематичный вопрос - чем крепить? Помост-то из дерева.
Но даже если использовалась система блоков, и нагрузка была уменьшена на нижний блок, то чудес в физике не бывает - остается нагрузка, которую нельзя изменить - на верхних блоках. Эту часть я дописал позже, когда понял, что многие спешат комментировать, даже не задумываясь об всех элементах конструкции. Если внимательно изучить чертежи и описание Монферана, то узнаем, что блоки крепились к обрешетке из 11 деревянных балок (каждая состояла из 4х бревен и имела общие размеры 45 см на 45 см (подчеркиваю - такое приводится описание Монферана)). 44 бревна и вес 600 тонн.




Доменико Фонтана даже подробно нарисовал схему.

Та же самая история и с кабестанами. Их тоже нужно крепить. Или противовес 10 тонн каждому!
А вот сейчас вообще покажу глобальный просчет. Тут даже глобальных расчетов не нужно. Сами увидите и поймете.



Задача. Дано 14 кабестанов, соответственно 224 человека.
Выполнить: колонну, массой 600 тонн, вкатить по наклону.
Погрешности. Я не буду даже брать в расчет трение веревки об саму колонну, но это серьезная дополнительная проблема. И так груз не маленький, да еще и это мешает. Но за счет этого трения «вес» колонны увеличится минимум на 10% (даже при коэффициенте трения 0,1) – на 60 тонн.
Но вот наклон у нас серьезный. А теперь расчеты:
Я уже приводил пример с нашей русской народной девяткой, поэтому применим ее и тут.
632 машины и 224 человека. С небольшим округлением получается, что в горку один человек должен закатить паровозик из 3 машин. И это без современных лебедок. Кто сможет из вас? Уверен, никто даже пробовать не будет, потому что уже понятно, что это не реально.
Поэтому, Огюст Монферан - списывать не хорошо! Вот как получается, когда не разбираешься и под копирку перерисовываешь. Да еще не проверив.
А кто автор сего чудного проекта? Доменико Фонтана. Те же самые ошибки. На самом деле у него еще больше.
Получается ни Доменико Фонтана, ни Огюст Монферан не устанавливали колонны этими способами.
А за такой подлог - дисквалификация обоим.
Подведем итог. Если некоторое вопросы по установке колонн еще долго будут обсуждаться, то один факт перечеркивает эту легенду: без динамометров невозможно было отследить нагрузку на канаты и сделать ее равномерной. А их должно было быть 480.

Если у Вас есть прекрасная, интересная тема для исследования, или просто хотите узнать о чем-то, напишите мне.
Если у вас нет аккаунта в ЖЖ, можете подписаться и получать мои новые статьи в:
Facebook
ВКонтакте
По возможности буду проводить исследования по заявкам.

Другие исследования и статьи Евгения Преображенского


Постскриптум. Была также проведена проверка самого подъемного механизма Монферана на опрокидывание, когда при ее помощи подтягивали колонну (проверять так проверять). Там получился очень уверенный запас. Но, удивительный факт образовался: если верить описанию и верности расчетов, то вес подъемника составил около 300 тонн. Если на глаз прикинуть вес помоста относительно подъемника – то вся конструкция весила около 1500 - 2000 тонн.

Второй постскриптум. Учитывая, что у подъемного крана должен быть противовес, то и на верхнюю колоннаду Исаакиевского Собора таким способом колонны не поднимали (алгоритм расчета я уже объяснил).


ЖеЖешнуть к себе


СКонтачить в Контакт


Расшарить в Фейсбуке


Дать списать


Поделиться с миром


Поддержать проект
Tags: Александрийский, Александровская, Ватикан, Египет, Италия, Монферан, Обелиск, Рим, Санкт-Петербург, Фонтана, альтернативная, история, колонна, столп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments