Ко мне обратились мои читатели и друзья с просьбой исследовать тему погруженных в грунт окон и дверей первых этажей, а также откапываемых зданий и других сооружений при проведении строительства. Эта тема будоражит умы многих, и является источником мифов о глобальном потопе, выпадении грунта с неба или даже с Луны, и многие другие. Авторы, распространяющие эти и подобные идеи, собрали большую коллекцию фото с разных городов и с широкой географией: Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Екатеринбург, Омск, Ростов, Иркутск, Самара, Челябинск, Казань, Тула, Красноярск, Калуга, Томск и другие. Не углубившись в изучение материалов, выдвигают первые попавшиеся идеи, - одна мракобеснее другой.
Итак, посмотрим, насколько ли страшен черт, как его малюют.
ИЗ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Еще во времена Петра было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода сюда русских войск, уже были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова. Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых правильных решений на пути к защите города от наводнений.
В 1727 году директор департамента водных коммуникаций Б.К. Миних написал «Пройакт, коим образом Санкт-Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе он предложил обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими набережными, высотою до 13 фунтов (около 4 м) над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но полностью защитить Петербург не удалось.
Военный инженер Э.И.Тилло предложил "Проект предохранения С-Петербурга от наводнений, со сметой и чертежами", во многом повторяющий идеи Миниха. Предусматривалось возвести набережные высотой не менее 9 футов (275 см), поднять низменные территории на 10 футов (305 см), расселить и закрыть подвалы, соблюдать закон 1830 года о запрете строительства нижних жилых этажей ниже черты наводнения 1824 года.
Как видим из этого, уже шведы и финны поднимали уровень земли, еще до основания Санкт-Петербурга. Так и во время существования города создавались проекты по поднятию уровня города для спасения от наводнений.
А откуда столько земли брали? Это же не две телеги нужно. В 1719 году началось строительство Староладожского канала. И руководил строительством этого канала как раз таки создатель «Пройакта, коим образом Санкт-Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». И выкопанную землю при строительстве канала привозили по Неве. А потом уже со строительства Новоладожского канала.
Приложим еще и такой документ.
Если изучить географию и историю всех этих городов (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Екатеринбург, Омск, Ростов, Иркутск, Самара, Челябинск, Казань, Тула, Красноярск, Калуга, Томск), то заметим одну закономерность: они расположены на берегах рек и также страдали от наводнений (порой очень сильных).
Москва. Справа видим, что первый этаж наполовину затоплен.
Нижний Новгород. Слева видим, что первый этаж затоплен.
Калуга.
Омск.
И таких примеров можно найти даже в Интернете предостаточное количество.
Конечно, можно иметь собственную лодку прозапас для таких случаев или выкрутиться другим способом. Например, приспособить ящик.
Или стулья расставить.
Но любой здравомыслящий человек, будет искусственно поднимать уровень улиц.
Что мы и наблюдаем на следующих фотографиях.
Над последней фотографии немного поразмышляем. Что произойдет за несколько лет с деревянной опалубкой, поддерживающей искусственную насыпь? Сгниет. Грунт осыпется. И хозяева первых этажей будут вынуждены частично заложить
окно кирпичом или сделать новую опалубку около своих дверей и окон.
Все легко и логично объясняется.
Самое смешное предположение о пылевых бурях, занесших здания по крышу.
Предложенный вариант, что скорее всего изображен погреб, не устроит автора этой идеи,
поэтому предложим еще один.
Могила на кладбище.
Оставляю право за каждым в выборе версии, кому какая ближе.
Некоторые авторы не знают, что в древние времена кувшины для хранения масла и
других жидкостей имели полукруглое или конусное дно и вкапывались в землю. Поэтому показывая фотографию,
ошибочно предполагают о найденных следах потопа.
И опять, из-за незнания, что с давних времен церковь была монополистом по производству и продаже вина (пока государства не забрали себе под контроль), и поэтому для его хранения делались огромные подвалы,
а не какие-то тайные античные подземные города,
как представлен подвал в храме в Неаполе.
Иногда находят закопанные целые мосты. Это тоже подталкивает некоторых на мифосочинение. Приведу пример. Еще в 19 веке по Лиговскому проспекту в Санкт-Петербурге проходил судоходный канал.
И были гранитные мосты через него. Когда канал окончательно обмелел и пришел в запустение, его просто закопали.
Вместе с мостами.
Но как оказалось, не только наводнения были катализатором повышения уровня
земли в городах. Например, в Риме полностью сравняли холм Велия. Благоустройство городов современными коммуникациями
тоже иногда прибавляло грунта, который оставался после проведения работ и его просто равномерно разравнивали по улицам.
Прокладка канализации.
Также строители часто при производстве земляных работ натыкаются на древние водоводы и канализации в виде туннелей из кирпича или камня.
Красная площадь в Москве
Водовод в Риме
Или раскапывают подземные древние водохранилища, заброшенные из-за ненадобности, так как кардинально изменилась технология подачи и хранения воды.
Остатки стен подземного водохранилища в Риме
Обнаруженное подземное водохранилище в Париже.
Древний колодец Рани-ки-вав - архитектурное чудо в Индии
Подземное водохранилище Стамбула
Очень часто строители натыкаются на подземные ходы, чаще встречающиеся около крепостей и других стратегических объектов, как это произошло в
Казанском кремле.
Зачастую исправляли ступенчатый ландшафт улиц, привозя дополнительный грунт.
На этой фотографии, снятой в конце 1950-х годов, - дорожные работы на улице Салтыкова-Щедрина в Калуге. Изначально улица шла уступами, но в конце 1950-х годов было решено выровнять дорогу. Для этих целей дорогу сильно подсыпали и подняли, поэтому все идущие дома получились ниже уровня дорожного полотна. Выровненная дорога дала возможность позже пустить по этой улице троллейбус.
Уверен, что есть еще много различных достойных объяснений такому явлению, как засыпанные окна и двери первых этажей, арок в домах. Уверен, что немало еще есть забытых построек и сооружений в земле. Не стоит придумывать и озвучивать фантастические версии. В этой статье уже приведено достаточное количество вразумительных объяснений, нужно только приложить небольшие усилия для изучения.
Просвещайтесь и будьте грамотными. С уважением, Евгений Преображенский.
Если у Вас есть прекрасная, интересная тема для исследования, или просто хотите узнать о чем-то, напишите мне.
Если у вас нет аккаунта в ЖЖ, можете подписаться и получать мои новые статьи в:
Фейсбук
ВКонтакте
По возможности буду проводить исследования по заявкам.
Другие исследования и статьи Евгения Преображенского
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →